Эта статья рассказывает о выставке «Мы русские. Локальные группы русского народа», которую я посмотрела в музее "Гостиные дворы" города Архангельска.
Русские расселились на огромной территории, поэтому совершенно естественно, что местная культура этнических русских оказалась разной. Где-то из-за смешения с местным населением, где-то из-за приспособления к природным условиям.
Давайте прочитаем, что рассказывает нам выставка о "других русских"
Текст перепечатан с плакатов!
Сицкари
Сицкари заметно отличались от остальных ярославцев внешним обликом и говором: небольшого роста, с очень светлыми глазами и волосами, с не совсем понятной для других русских речью. Кроме того, они мало занимались хлебопашеством, предпочитая ему ремёсла, прежде всего плотницкое дело.
Ярославская пословица гласит: «Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит». Небольшие артели плотников ходили по деревням, предлагая свои услуги крестьянам в строительстве изб, пилке брёвен и изготовлении тёса. Помимо этого, они занимались бондарством, щепным промыслом изготовлением корыт, лопат, грабель, а также постройкой барок и лодок.
Сицкари держались несколько свысока по отношению к своим русским соседям, называли их «хамунами», те же, в свою очередь, смеялись, называя сицкарей «кокора сицкарь», то есть корявым деревом, вырванным из земли.
Сицкари были зажиточным, богатым народом, об этом можно судить по нарядам женщин-сицкарок:
Пушкари
Кто бы мог подумать, что крестьяне могли быть так привязаны к хозяевам, что даже после перевода в статус государственных продолжали держаться вместе! И даже образовали особую этническую группу!
Я нашла в интернете описания жизни разных Мусиных-Пушкиных, и похоже, что владельцем этих крестьян являлся Граф Платон Иванович Мусин-Пушкин (1698—1743) — тайный советник, сенатор, президент Коммерции-коллегии (1736—1740), смоленский губернатор (1730—1732), казанский губернатор (1732—1735) и Ревельской генерал-губернатор (1735—1736).(источник)
В середине 1730-х годов он сблизился с А. П. Волынским, вошел в кружок его «конфидентов»; участвовал в обсуждении и редактировании его «Генерального проекта о поправлении внутренних государственных дел». По делу Волынского в 1740 году арестован, указом 27.06.1740 г. лишён чинов, знаков отличия, графского достоинства, приговорён «наказанием кнутом, урезанием языка и лишением имения» и сослан в Соловецкий монастырь.
Главным занятием пушкарей являлось земледелие. Промысловой деятельностью они не занимались и в отличие от остальных тверских крестьян, не уходили в отхожий промысел в большие города. Более того, отход мужчин и особенно женщин на заработки считался позором для семьи. Они ничего не продавали из того, что выращивали на земле, и мало что покупали на ярмарках.
Закрытый образ жизни пушкарей способствовал сохранению у них многих старинных элементов культуры, которые у других тверских крестьян давно ушли в прошлое. Соседи относились к пушкарям свысока, считая их людьми второго сорта, отставшими от жизни. Сами пушкари мало обращали внимание на такое к ним отношение. Они были людьми самостоятельными, с развитым чувством собственного достоинства.
Кроме того, пушкарям было не выгодно жениться или выходить замуж за окружавших их крепостных крестьян - никто не хотел обратно в закрепощение, ведь у государственных крестьян были некоторые привилегии.
Наряд женщины-пушкарки отличался от традиционного женского наряда других русских вертикальным узором на рукавах, нетипичным для русских рубах 18 века , но традиционным для нарядов 15-16 веков. Кроме того, сарафан пушкарки также отличается от традиционных русских, ведь он не на лямках, а на проймах, что было более характерно для 15-16 веков.
Традиционную сороку - головной убор на голове женщины- пушкари называли золотоломка плотнуха первая (источник) , потому что она вышита золотой нитью.
Каменщики
Эх, куда только не пришлось бежать православным русским от Никона с его реформами!
Так и эти русские люди были вынуждены искать убежище в чужих краях - на территории нынешнего Казахстана.
Это была тесная, хорошо сплоченная группа старообрядцев беспоповцев поморского толка. Их религиозным центром являлась деревня Белая на Бухтарме. Там находилась главная молельня и жили наставники. Каменщики «строго держали старину», мало общались с русскими, придерживавшимися официального православия.
Каменщики занимались исконно русским делом хлебопашеством: выращивали рожь и пшеницу, разводили молочный скот, а также промышляли мараловодством и охотой. Они поддерживали торговые отношения с жившими рядом казахами и китайцами, продавая им зерно, муку, меха, а взамен получали шёлковые и хлопчатобумажные ткани, халаты, фарфоровую и фаянсовую посуду, войлоки, седла и верховую упряжь.
Одежда каменщиков отличалась обильной вышивкой не только по краям, но и по всей поверхности одежды. Даже мужские рубахи выбивались не только спереди, но и со спины. Кроме того, каменщики перенимали элементы одежды и украшений у казахов, например, кожаные штаны на мужчине, в которых намного удобнее было ездить на лошади.
В настоящее время бОльшая часть территории, на которой жили каменщики, принадлежит Казахстану, а во время переписи населения 2002 года на территории России лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам. Жаль, что Россия в очередной раз отказалась от своих сыновей и дочерей...
Тудовляне
Обоснованием такой точки зрения учёных служит историческое прошлое западных районов Тверской губернии, и в частности Ржевского уезда. Земли по реке Туд были заселены давно, уже в ХѴ веке они имели свой центр- село Спасское (с XVII века - Молодой Туд).
Западная окраина древней Тудовской волости долгое время входила в состав Великого княжества Литовского и только в 1618 году по Деулинскому перемирию, заключенному после русско-польской войны, окончательно вошла в состав Русского государства. После присоединения потомки белорусов подверглись сильному влиянию русского населения и полностью с ним слились.
Наряды тудовлян, действительно, напоминают белорусские - красная вышивка по белому льну.
Теблешане
Теблешане были земледельцами, но малоплодородные почвы заставили их заняться промыслами, прежде всего лесными: рубкой леса, заготовкой дёгтя, смолокурением.
Происхождение этой группы до конца не выяснено. Одни считают, что тебле- шане - потомки древнего славянского племени кривичей и являются автохтонным населением Бежецкого края. Другие полагают, что их предками были древние новгородцы, которые, продвигаясь в ХІІ-ХІІІ веках на север, в белозерские земли, остановились на этой территории. Третьи уверены, что теблешане переселенцы ХѴІI века с западнорусских земель. По преданиям самих теблешан, они были переведены сюда, по одной версии, из Рязанского края, по другой - оказались здесь по указу Екатерины II в наказание за участие в восстании Е. Пугачёва.
Головной убор женщины - сорока с "рогами", которые скрыты под кичкой, поэтому он и такой высокий. В Таком уборе работать было сложно, ведь наклонить голову практически невозможно, зато можно было гордо держать её прямо по праздникам.
Поляки
На плодородных землях Алтая поляки успешно занимались хлебопашеством, отправляя хлеб рабочим горнорудных предприятий. Кроме того, они разводили скот и занимались и ремёслами, а также со своей родины принесли на Алтай пчеловодство, и сегодня алтайский мёд считается одним из самых лучших. Этнографы, посещавшие деревни старо- обрядцев-поляков во второй половине ХІХ века, отмечали своеобразие их жилищ, одежды и бытового обихода. Мария Швецова, побывавшая в 1890 году на Убе и Ульбе, писала: «Селения поляков резко выделяются из ряда всех остальных селений той же местности: физический тип населения, речь, костюмы, жилища, внутреннее убранство последних - всё это отмечено своеобразными чертами чего-то самобытного, туго поддающегося влиянию окружающего».
Полехи
Смешение переселенцев с прямыми потомками северян привело к возникно вению в Полесье группы полехов, отличавшихся от соседей своеобразием мест ных культуры и говора. Традиционная культура полехов, южнорусская в своей основе, включает в себя украинские, белорусские, литовские компоненты и архаические черты культуры славянских племён домонгольского периода.
Общие для восточных славян черты прослеживаются в женском костюме некоторых групп полехов: это поясная одежда (понёва), подобная украинской плахте, и полотенчатый головной убор.
Понёва подтыкалась интересным способом, называемым "понёва кулем"
Мещёра
Мещёрой, или русской мещёрой, называли эту своеобразную по культуре группу населения их соседи. Сами жители Мещёрского края обычно говорили: «Нас Дразнят мещёрой, а мы русские», считая, что между ними и их русскими соседями нет никакой разницы.
Главным занятием русской мещёры с давних пор были промыслы, прежде всего связанные с обработкой дерева. Это объяснялось отсутствием плодородной земли, обилием леса и коротким вегетативным периодом. Особенно здесь были развиты бондарный и санно-тележный промыслы, строительство небольших речных судов, а также изготовление хлопчатобумажных тканей, в том числе с уникальным орнаментальным декором
Отличительной особенностью мещёры были необычные головные уборы молодых женщин - рогатые кички:
Сзади прикреплены кутасы - бахрома. Удивительно, но женщины надевали их не только на праздники, но и на работу, например, в поле. Скорее всего это было связано с верованиями и надеждой на плодородие молодой женщины.
Усть-Цилёма
Усть- цилёмы на протяжении длительного времени жили изолированно от соседей, которые отличались от них в конфессиональном и этническом отношении. Это позволило им сохранить в чистоте свою «древлеправославную веру» и многие черты бытового уклада и культуры Средневековой Руси.
В суровых условиях Севера они занимались земледелием и животноводством, у них были развиты ремёсла, в частности изготовление украшенных резьбой и росписью изделий из дерева. В то же время, несмотря на стремление к самоизоляции, усть-цилёмы сочли возможным использовать опыт аборигенов края ненцев и ижемцев, заимствовав некоторые компоненты их культуры.
Они стали заниматься оленеводством, обучившись этому занятию у коми ижемцев, не забросив при этом традиционное для русских земледелие, научились у ненцев и ижемцев обрабатывать шкуры и шить меховые одежду и обувь.
Марковцы
В результате постепенной ассимиляции русскими православных чуванцев появилась особая группа русского народа - марковцы, которые осознавали себя русскими, говорили на русском языке, исповедовали официальное православие, но антропологически были близки к местным коренным народам Сибири.
Они переняли от чуванцев многие черты традиционного хозяйственного уклада: способы охоты и рыболовства, собаководство, оленеводство, некоторые виды одежды, сохранив при этом большинство русских обрядов и обрядового фольклора.
Камчадалы
Камчадалы хорошо приспособились к жизни в новых природных условиях. Они переняли основное занятие ительменов - промысел лосося. Осенью охотились на оленя и горного барана, зимой промышляли пушного зверя, а на восточном побережье Охотского моря занимались морским зверобойным промыслом. Зимой жили в русских избах, а летом в местах промысла устраивались в балаганах на сваях - типичном жилище аборигенов.
Они носили русскую одежду: мужчины косоворотки с поясом, женщины длинные сборчатые юбки и кофты. Зимой надевали меховые кухлянки, а поверх них камлейки - рубахи с капюшоном из ткани, торбаса- сапоги из шкуры оленя или нерпы, а также меховые шапки-малахаи.
Вот такие группы русского народа появились в результате смешения ранее образованных групп, освоения неизведанных земель, адаптации к новым географическим и климатическим условиям, контактов с местным населением на новых территориях. Именно о них первый директор Этнографического музея Д.А. Клеменц писал:
«От кубанского казака, носящего черкеску, пьющего домашнее виноградное вино, до западно-сибирского крестьянина, носящего армяк из киргизской материи, до средне-колымчанина, носящего меховую кухлянку, где казак чаще ездит на собаках, чем на коне; от носящих русскую поддевку до носящих татарский бешмет все это будет одна семья, одно русское население во всех своих переходах и изменениях».
Локальные группы имели свои особенности в территориальном, этнографическом, а иногда и в конфессиональном отношении. Члены каждой группы обладали внутренним единством, связанным представлением об общем происхождении, групповым самосознанием и самоназванием, под которым они были известны в округе, а в некоторых случаях и далеко за её пределами. В хозяйствовании, духовной и материальной сферах жизни, а также в языке при сохранении общерусских черт отмечалась определенная специфика, являвшаяся знаком группы в её окружении.
Эти особые черты объясняются, с одной стороны, некоторой самоизоляцией групп, благодаря которой в культуре сохранились архаичные элементы, с другой восприятием ряда иноэтничных элементов, идеально адаптированных к условиям конкретной местности, и выработкой собственной системы жизнеобеспечения. Те локальные группы русского народа, что оказались в иноэтническом окружении, обычно устанавливали с соседями брачные отношения, что приводило к изменению их антропологического облика появлению ранее не свойственных русским черт внешности. Но они считали себя русскими, сохраняя язык и основы культурной традиции.